Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 14:39

Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на отлично!

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о решении тестовых заданий [11]
Здесь рассказывается об особых, специализированных приемах решения тестовых заданий ЕГЭ и ЕНТ по математике. Эти приемы позволяют абитурентам без проблем сдавать ЕГЭ и ЕНТ.
Online тесты ЕНТ [4]
Здесь Вы можете пройти onlne тестирование и подготовиться к экзаменам ЕНТ (Казахстан)
Тесты. Теория [6]
В этой рубрике содержится история и теория создания тестовых заданий
Интернет для подготовки к ЕГЭ и ЕНТ [1]
Здесь можно прочитать о том, как найти тесты ЕГЭ в Интернете, как оформить бланки ответов и т. п. технические моменты.
Уроки решения тестов ЕГЭ и ЕНТ [35]
Этот раздел посвящен урокам решениям тестовых заданий ЕГЭ и ЕНТ. Эти материалы помогут подготовиться учащимся к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учителям послужат полезным дидактическим материалом.
Книги для подготовки к ЕГЭ и ЕНТ [1]
Здесь выложены адреса для скачивания книг для подготовки к ЕГЭ и ЕНТ по математике
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2421
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг сайта
Счетчик тИЦ и PR
Ваш IP
Узнай свой IP адрес

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы прошлых лет » Тесты. Теория

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЧАСТЬ I)
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЧАСТЬ I)

Каждый педагог заинтересован в качественных дидактических материалах, так как от их содержания зависит глубина и прочность знаний, умений и навыков учащихся.

Одним из таких средств обучения являются тестовые задания. Тестирование становится привычным инструментом в работе учителей. Каждый учитель должен не только уметь пользоваться различны-ми сборниками тестовых заданий для контроля и диагностики успешности обучения своих питомцев, но и сам уметь составлять эти тестовые задания.

За последние годы издан целый ряд сборников с тестовыми заданиями. Однако ощущается явный дефицит таких руководств практического характера, которые помогли бы учителю войти в "искусство тестирования". Данная статья должна в некоторой степени устранить этот дефицит.

Существуют различные формы тестовых заданий: задания закрытой формы, задания открытой формы, задания на соответствие и задания на ранжирование. Рассмотрим подробно каждую из этих форм тестовых заданий.

ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ

Эта форма заданий прочно вошла в практику современной школы. На сегодняшний день все административные проверки достижений учащихся проводятся в виде тестирования, в которых используются только задания закрытой формы. Как правило, в таких заданиях дается несколько ответов, из которых  хотя бы один правильный. Задания закрытой формы классифицируются по числу приведённых в них ответов. При составлении таких заданий могут применяться  различные  приемы:  альтернативность, классификация, кумуляция, сочетание, а также их комбинации.

Рассмотрим перечисленные приемы составления заданий с закрытой формой.

I. Альтернативность.  Для выбора учащимся предлагается одно из двух, взаимно исключающих друг друга ответов. При этом эти ответы должны обязательно образовывать полное пространство ответов, то есть не должно быть никакого третьего ответа, отличного от них. Приведем некоторые примеры альтернативных тестовых заданий.

ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Существительное "мышь" обозначает предмет
а) одушевлённый;   б) не одушевлённый.

2. Овца является животным
а) диким;          б) домашним.

3. Место, где река берет свое начало, называется
а) истоком;        б) устьем.


Следует помнить, что каждое задание с закрытой формой должно удовлетворять некоторым требованиям. В частности, задание должно быть максимально кратким по формулировке, ответы  желательно,  по  мере  возможностей,  перечислять через содержание, избегая таких слов как "да - нет", "верно - неверно". Например, задание

Верно ли, ласточка является птицей перелетной?
а) да;               б) нет.


не удовлетворяет этому требованию. Кроме этого в этом примере нарушено и другое условие: задание должно  высказывательную  форму, то есть оно должно  представлять собой предложение, которое в зависимости  от  выбранного ответа может стать как истинным, так и ложным. Поэтому последний пример лучше сформулировать так:

Ласточка является птицей
а) перелетной;    б) не перелетной.


При этом последняя формулировка удовлетворяет и другому важному требованию: основная часть задания должна формулироваться предельно кратко, лаконично и недвусмысленно, включая в себя как можно меньше слов.

При этом ответы надо перечислять, начиная с  позитивных, например, "положительный", "вверх", "увеличивается" и т. д.

Желательно, чтобы главное слово или группа слов в альтернативном задании стояли как можно ближе к началу предложения. В наших примерах это слова: «овца», «место», «ласточка».

Кроме этого группа заданий закрытой формы должна сопровождаться общим указанием типа «ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

II. Альтернативность со "средней точкой".

Известно, что ответы на тестовые задания могут быть не только категорически отрицательными или только категорически  положительными.

Есть другие задания, которые допускают такие ответы,  которые "примиряют" эти две противоположные крайности. Такие задания имеют ровно три возможных ответа, два из которых взаимно исключают друг друга, а третий ответ имеет промежуточное  состояние,  так  называемое "среднее", нейтральное состояние. Например,

1. Буква "ы" в слове НЕ МОЖЕТ располагаться в
а) начале;      б) середине;        в) конце.

2. Красный цвет является
а) холодным;     б) нейтральным;     в) теплым.

3. Курение табака здоровье
а) улучшает;       б) не изменяет;     в) ухудшает.

4. При увеличении стороны квадрата его площадь
а) уменьшается;   б) не изменяется;   в) увеличивается.


Иногда в заданиях закрытой формы для концентрации внимания учащихся некоторые ключевые слова пишут с заглавной буквы, как это сделано в первом примере.

Кроме этого в перечислении ответов в  задании  нужно, по мере возможности, придерживаться определённого порядка. Если речь идет, например, о числах или о величинах, то их желательно располагать в порядке возрастания или убывания.

III. Двойная альтернативность.

При составлении заданий с простыми альтернативными ответами можно использовать так называемый прием двойной альтернативности.

Он основан на том, что каждый ответы в таких заданиях имеют вид: М и N, М и не-N, не-М и N,  не-М и не-N. При этом союз «и» может быть заменен на союз «или». В некоторых случаях  соединительные союзы «и» и «или» могут быть заменены  на обычную запятую.
                       
Рассмотрим некоторые такие приемы.

1. При переливании воды из стакана в кувшин
    а) объем воды меняется, а масса не изменяется;
    б) объем воды не изменяется, а масса изменяется;
    в) объем и масса воды не изменяются;
    г) объем и масса воды изменяются.

2. Существительное «брат»
    а) одушевлённое, собственное;            б) одушевлённое, нарицательное;
    в) не одушевлённое, собственное;        г) не одушевлённое, нарицательное.

3. При движении автомобиля
    а) скорость увеличивается, а сопротивление воздуха уменьшается;
    б) скорость увеличивается и сопротивление воздуха увеличивается;
    в) скорость уменьшается, а сопротивление воздуха увеличивается;
    г) скорость и сопротивление воздуха уменьшаются.


IV. Классификация.

При использовании этого приема на первый план выступает не противопоставление ответов друг другу, а их логическое упорядочение по некоторому признаку. При этом, как правило, желательна полная классификация, которая предполагает исчерпывающий список всех возможных ответов, как это сделано в наших следующих примерах.

1. Треугольник, стороны которого равны 7, 9 и 15 является
а) остроугольным;        б) прямоугольным;        в) тупоугольным;
г) треугольника с такими сторонами не существует.

2. Предложение «Мама пошла в магазин»
    а) восклицательное;        б) вопросительное;        г) повествовательное.

3. Осадки в виде снега выпадают
    а) весной;            б) летом;        в) осенью;        г) зимой.


V. Перечисление.

На практике не всегда удается выписать все возможные ответы (правильные или правдоподобные), так как пространство возможных ответов тестового задания может быть практически бесконечным или очень большим. В таких случаях рекомендуется среди ответов предлагать наиболее или правдопободные или содержащие ошибки учащихся.

Наиболее распространены такие тестовые задания, в которых неверные ответы совпадают с  типичными ошибками учащихся, которые повторяются из год в год. Многие из таких ошибок хорошо, известны учителям-предметникам.

1. Значимой частью слова является
а) окончание;    б) основа;        в) суффикс;        г) приставка;        д) корень

2. Лиственным деревом является
    а) сосна;    б) ель;        в) береза;    в) стол;    г) ручка.

3. В метре сантиметров
    а) 0;        б) 1;        в) 10;        г) 100;        д) более 100.

4. К домашним животным относятся
а) заяц;    б) корова;    в) курица;    г) волк;    д) собака.

5. Органами дыхания являются
а) желудок;        б) уши;        в) нос;        г) почки;        д) легкие.


VI. Кумуляция.

Под кумуляцией мы понимает процесс увеличения или накопления какого-либо количества. Прием кумуляции предполагает в каждом последующем ответе его наращивание по сравнению с предыдущим.

1. Частями растений являются
а) стебель;    б) стебель и лист;        в) стебель, лист и цветок;
г) стебель, лист, цветок и корень;     д) стебель, лист, цветок, корень, клубень.

2. Слово «дорожка» состоит из
    а) корня;    б) корня и окончания;    в) корня, окончания и суффикса;
     г) корня, окончания, суффикса и приставки.

3. Когда человек рождается, то он
    а) видит;    б) видит и слышит;        в) видит и слышит, и ходит;
    г) видит и слышит, ходит и говорит.


Отметим, что задание на кумуляцию или несколько таких заданий расположенных последовательно должны сопровождаться указанием типа: «ВЫБЕРИТЕ НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЙ И ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ» или «ВЫБЕРИ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ И ОБВЕДИ ЕГО» и т. п.

VII. Сочетание.

Этот прием основан на  применение  в ответах различных  комбинаций  из двух или трех логических утверждений, которые могут быть связаны между собой союзами «и» или «или».

1. Главными членами предложения являются
   а) подлежащее и дополнение;    б) подлежащее и определение;
   в) подлежащее и сказуемое;    в) подлежащее и обстоятельство.

2. Лиственными деревьями являются
    а) береза и можжевельник;        б) тополь и пихта;
    в) сосна и ель;                           г) сосна и дуб.
3. Горючими полезными ископаемыми являются
    а) газ и гранит    б) газ и уголь        в) нефть и известняк        г) нефть и торф.


Завершая обзор приемов составления тестовых заданий закрытого типа, отметим, что вариантов ответов на каждое задание должно быть, по возможности, не более пяти, так как на выполнение одного задания теста должно уходит не более одной или двух минут, и ученик должен успеть просмотреть все ответы и проанализировать их.

Среди преимуществ тестов закрытой формы следует отметить быстроту тестирования и простоту подсчёта баллов. Действительно, за каждый правильный ответ можно назначить один балл, а не неправильный ответ – нуль баллов.

Однако тестовые задания закрытой формы допускают возможность угадывания. Многие учащиеся угадывают правильные ответы, действия методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и затем проверяют оставшиеся. Это необходимо учитывать при составлении теста – варианты ответов не должны быть абсурдными и неправдоподобными.

Приемы угадывания правильных ответов в заданиях закрытой формы по математике были рассмотрены нами в  в статьях «Зри в ответ», «Решаем быстро и правильно», «Как отвечать на тестовые задания по математике». Некоторым другим специальным приемам исключения угадывания в тестах закрытой формы будет посвящена наша отдельная статья.

В продолжении нашей статьи мы рассмотрим другие, перечисленные в начале статьи формы тестовых заданий. Эти формы трудно использовать при проверке ответов посредством стандартизованных технических средств, например, компьютера. Однако они могут в большей степени обеспечить объективность оценки знаний учащихся непосредственно на школьном уроке.

Р. М. Салимжанов, egeent"собачка"(замените "собачка" на @) bk.ru

Интересные статьи по теме
    Категория: Тесты. Теория | Добавил: egeent (03.11.2008)
    Просмотров: 10431 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Поиск
    Мои инструменты

    Общие
    1. Арифметический калькулятор
    2. Инженерный калькулятор
    3. Построение графиков

    Арифметические
    1. НОД и НОК двух чисел

    Алгебраические
    1. Разложение многочлена или числа на множители
    2. Возведение многочлена в степень
    3. Решение уравнения f(x)=0

    Анализ
    1. Область определения и множество значений функции
    2. Экстремумы функции на отрезке
    3. Уравнение касательной
    4. Вычислить первообразную
    5. Вычислить интеграл

    Метод координат
    1. Уравнение прямой по двум точкам
    2. Уравнение плоскости по  трем точкам, не лежащим на одной прямой
    3. Симметрия точки относительно плоскости

    Мой видеоблок
    Рассылка
    Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на пять!
    Рассылка 'Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на пять!'
    Подписаться

    Мой блок
    Мой блог
    Обмен банерами
    Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите мне.

    Наша кнопка


    Получить код:


    Copyright MyCorp © 2024