Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 19:47

Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на отлично!

Меню сайта
Категории раздела
Статьи о решении тестовых заданий [11]
Здесь рассказывается об особых, специализированных приемах решения тестовых заданий ЕГЭ и ЕНТ по математике. Эти приемы позволяют абитурентам без проблем сдавать ЕГЭ и ЕНТ.
Online тесты ЕНТ [4]
Здесь Вы можете пройти onlne тестирование и подготовиться к экзаменам ЕНТ (Казахстан)
Тесты. Теория [6]
В этой рубрике содержится история и теория создания тестовых заданий
Интернет для подготовки к ЕГЭ и ЕНТ [1]
Здесь можно прочитать о том, как найти тесты ЕГЭ в Интернете, как оформить бланки ответов и т. п. технические моменты.
Уроки решения тестов ЕГЭ и ЕНТ [35]
Этот раздел посвящен урокам решениям тестовых заданий ЕГЭ и ЕНТ. Эти материалы помогут подготовиться учащимся к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учителям послужат полезным дидактическим материалом.
Книги для подготовки к ЕГЭ и ЕНТ [1]
Здесь выложены адреса для скачивания книг для подготовки к ЕГЭ и ЕНТ по математике
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2421
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг сайта
Счетчик тИЦ и PR
Ваш IP
Узнай свой IP адрес

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы прошлых лет » Тесты. Теория

О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

В двух предыдущих статьях "ФОРМЫ И ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЧАСТЬ I и ЧАСТЬ II)" мы рассказывали о формах и приемах составления тестовых заданий. Рассмотренные нами вопросы хотя и являются важными, но все же носят технический, вспомогательный характер. В этой статье мы покажем, как учитель любого предмета может по мере необходимости сам конструировать тестовые задания для определённых целей (текущего или промежуточного контроля, экзамена, опроса по данному параграфу учебника и т. п.).

Как правило, во время так называемого фронтального опроса учащиеся отвечают устно на поставленные учителем вопросы. Некоторые, наиболее активные или заранее выбранные учителем учащиеся получают соответствующие оценки. Каждый учитель, наверное, понимает, что такая работа не позволяет оценить каждого ученика. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы все ученики активно отвечали на вопросы учителя, и каждый из них был достоин оценки. Однако на практике не все так, а порой даже наоборот.

Можно ли сделать так, чтобы ни один из учащихся класса не оставался пассивным во время этого опроса? Да, можно! Этого можно добиться при помощи тестов. Многие учителя пользуются сборниками со стандартными тестовыми заданиями. Однако их применение не всегда целесообразно и возможно. Не все тесты, предлагаемые в дидактических пособиях, могут быть должного качества или приемлемыми для данного класса. Иногда бывает так, что нужного на данный момент теста может и не оказаться под рукой учителя.

В таких случаях учитель должен уметь составлять соответствующие тестовые задания полностью сам, а не заниматься компиляцией нужного дидактического материала из разных источников, как весьма часто это происходит. При этом также следует помнить, что учитель, составляя сам тестовые задания, фактически занимается повышением своего профессионального уровня, что не мало важно в наш век конкуренции.

Покажем, как составлять тестовые задания, применяя необходимую компьютерную технику, которая дает возможность выполнять некоторые виды работ с тестовой информацией автоматически или наиболее трудоёмкие из них осуществлять на уровне компьютерного сканирования и редактирования.

Рассмотрим пример того, как можно составить тест для фронтального опроса учащихся по теме «Четырёхугольник» курса геометрии восьмого класса. Мы взяли эту тему так, чтобы она была понятна абсолютному большинству наших читателей, так геометрические фигуры наглядны и порой не требуют напряженного анализа.
Ниже приведён отсканированный отрывок текста учебника, который содержит разъяснения некоторых геометрических понятий.

13.1. Четырёхугольник и ого элементы. Четырёхугольник - это фигура, составленная из двух треугольников (рис. 13.1). Подробнее: четырёхугольником называется фигура, которая является объединением двух треугольников, имеющих общую сторону и лежащих с разных сторон от нее. Считается при этом, что никакие три вершины треугольников, составляющих четырёхугольник, не лежат на одной прямой, так как в противном случае из двух треугольников был бы составлен не четырёхугольник, а еще один треугольник (рис. 13.2).

Что же должен освоить ученик? Да практически все, что написано выше. Как все это освоено – задача для проверки учителя. Для этого составим такое тестовое задание.

1. Четырёхугольником называется
а) Фигура, которая является объединением двух треугольников;
б) Объединением двух треугольников, имеющих общую сторону;
в) Объединением двух треугольников, имеющих общую сторону и лежащих с разных сторон от нее;
г) Объединением двух треугольников, имеющих общую сторону и лежащих с разных сторон от нее так, что никакие три вершины треугольников, составляющих четырёхугольник, не лежат на одной прямой.


Однако следует помнить, что освоение этого любого материала может быть чисто механическим. Ученик все заучил или, как принято говорить, зазубрил. А понимает ли он содержание заученного, остается для учителя вопросом. В таких случаях необходимо проверить сможет ли ученик применить свои знания в конкретных ситуациях на распознание тех конфигураций, о которых говорится в приведенном выше отрывке параграфа учебника.

Для этого составим тестовое задание с иллюстрациями фигур, которые не являются четырёхугольниками. При построении таких иллюстраций мы будем руководствоваться следующими соображениями. В тексте учебника говорится о том, что не любое объединение двух треугольников является  четырёхугольником, а только то, которое удовлетворяет некоторым условиям. Поэтому в иллюстрациях будут такие фигуры, которые не соответствую этим требованиям. При этом в каждом рисунке будет нарушаться только одно их этих требований или несколько сразу.


2. На рисунке четырёхугольником НЕ является

а)                                                   б)                                      в)

              в)                                 г)                                         д)
















Отметим, что мы специально предложили учащимся выяснить, какие фигуры не являются четырёхугольниками, тогда как бытовые соображения велят нам искать на рисунках четырёхугольники. Дело в том, что, определяя фигуры, не являющиеся четырёхугольниками ученик вынужден руководствоваться в своей деятельности всеми критериями, которым должен удовлетворять четырёхугольник.
Несомненно, что выполняемая нами работа по составлению тестовых заданий будет  значительно легче осуществляться в условиях применения текстового редактора, имеющегося, как правило, на любом компьютере.

Продолжим нашу работу далее. Отсканируем следующий отрывок текста, из которого мы будем в дальнейшем составлять тестовые задания.

Точки А, В, С, D являются вершинами четырёхугольника ABCD, а отрезки АВ, ВС, CD, DA - сторонами четырёхугольника ABCD. Стороны четырёхугольника, имеющие общие концы, называются смежными, а не имеющие общих концов - противоположными. Вершины четырёхугольника, соединённые стороной, называются соседними, а не соединённые стороной - противоположными. Отрезки, соединяющие противоположные вершины четырёхугольника, называются диагоналями четырёхугольника. Диагоналями четырёхугольника ABCD являются отрезки АС и BD.

Ещё раз проверим, усвоил ли ученик, хотя бы механически понятия о смежных и противоположных сторонах четырёхугольника. Для этого составим такие задания.

3. Стороны четырёхугольника называются смежными, если они общие концы
    а) имеют            б) не имеют.

4. Стороны четырёхугольника называются противоположными, если они общие концы
    а) имеют            б) не имеют.

Нетрудно заметить, что предыдущие два задания однотипны и имеют одинаковые для выбора ответы. Такие задания можно объединять в более компактно в виде заданий на установление соответствия.

5. Стороны четырёхугольника
                 Названия                                                Свойства
                 а) смежные;                                   1. имеют общий конец;
                 б) противоположные.                      2. не имеют общего конца.


Ещё раз подчеркнем, что мы проверяем только умение учащихся воспроизводить информацию, полученную на уроке или соответствующий текст учебника. Поэтому желательно всегда проверять умение применять эту информацию в самых простых, не требующих глубокого анализа ситуации случаях. Таковым в нашем эпизоде является умение узнавать на рисунке смежные и противоположные стороны четырёхугольника. Это и нужно проверить.

6. На рисунке

а) смежными сторонами являются __ и __; __ и ___.










б) противоположными сторонами являются __ и __; __ и __.


Весьма важно также задавать так называемые провокационные вопросы, которые в логике принято называть некорректными. Суть таких вопросов состоит в том, что термины, применяемые в таких вопросах к данной ситуации ни какого отношения не имеют. Поясним это на следующем примере, которые полезно предлагать учащимся.

7. На предыдущем рисунке отрезки АС и BD смежными сторонами четырёхугольника
а) являются;        б) не являются;    в) вопрос смысла не имеет.


В рассмотренном выше тексте предполагается усвоение учащимися понятий соседние и противоположные вершины, диагонали. Эту проверку можно оформить в виде следующего задания на соответствие.

8. Установите соответствие
          Пары вершин                                          Название
а) соединённые стороной;                           1. Соседние
б) не соединённые стороной                        2. Противоположные

9. В четырёхугольнике ABCD диагоналями являются отрезки ___ и ___.


Отметим, что многие задания можно объединять в одно более компактное задание. Например, такое.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ
ЭЛЕМЕНТАМИ МНОГОУГОЛЬНИКА ABCD И ИХ НАЗВАНИЯМИ
10.
              1. АВ и CD;                    а) диагонали;
              2. BC и CD;                    б) смежные стороны;
              3) В и С;                        в) несмежные стороны;
              4) AС.                            г) соседние вершины;
                                                   д) периметр.


Теперь нам осталось собрать вместе все задания с одни тест и привести их в соответствие.  С целью экономии места мы этого делать не станем.

Отметим, что рассмотренный нами выше прием составления тестового задания имеет одну важную педагогическую особенность. При постоянной проверке учащихся на знание определений, правил, формул из школьных учебников при помощи тестов у учащихся формируются полезная привычка читать школьные учебники, вникать в их содержание, а не обращаться к ним от случая к случаю. При этом эта привычка формируется не при помощи постоянной и нудной, как говорят ученики «долбёжки», а так, что все учащиеся будут поставлены в соответствующую ситуацию, когда не выученный урок автоматически приводит к отрицательной оценке.
 
Это важно, так как многие указания учителя (например, «учить уроки надо всегда») не подкреплённый соответствующими практическими действиями в виде опроса каждого ученика остаются демагогическими, правильными только по форме, но не по содержанию.

Отметим также, что тесты не обязательно применят для проверки. Они могут быть и хорошими самостоятельными работами учащихся. В частности, составленное нами тестовое задание также не обязательно использовать для контрольно работы. Оно может стать хорошим средством для проведения тренировочных работ. Представим себе, что учитель дал задание самостоятельно прочитать и усвоить параграф школьного учебника, отрывки которого были нами рассмотрены выше. Такие задание, которые предлагают прочитать или усвоить что-то, без конкретной цели, нежелательны.

Действительно, просто читать и механически заучивать набор определений утомительно для учащихся. А если бы учитель при этом предложил поэтапно, после прочтения соответствующего отрывка из текста учебника, выполнять тестовые задания, то это уже стало бы для учащихся более полезным и приятным занятием. При этом, как принято говорить в дидактике, усвоение нового материала осуществлялось бы непроизвольно, как средство для выполнения соответствующего тестового задания.

Попутно также отметим, что при обучении полезно применять вместо одного задания два задания. При этом одно из них должно быть таким, что выполнить его можно только после успешного выполнения предыдущего. Такие «сверхзадания» приучают учащихся ответственно относиться к обычным заданиям, как необходимому трамплину для выполнения более сложных. Таковыми в нашем случае является самостоятельное ознакомление с учебным текстом  и выполнение соответствующего теста.
Несомненно, что составлять тесты по той технологии, которая описана выше весьма удобно с применением компьютеров, оснащенных сканерами. При этом отсканированный текст учебника легко превратить в соответствующие тестовые задания. Для этого есть богатые возможности текстовых редакторов. Их роль, конечно, при этом трудно переоценить.

Однако есть немало педагогов, которые предпочитают обходиться без компьютеров, работая по старинке при помощи листа бумаги и авторучки. Причина этого, к сожалению, их нежелание осваивать компьютерную технику. Однако и для них рассмотренные выше приемы тестовых задания вполне приемлемы, так как компьютерная техника здесь лишь ускоряет процесс составления тестов, ориентированных на содержание материала из школьного учебника.

Советуем также при использовании тестового контроля, осуществлять и мгновенную коррекцию знаний учащихся. Действительно, никакая контрольная работа сама по себе не устраняет пробелы в знаниях и умениях учащихся. Для этого традиционная методика преподавания предлагает проведение работы над типичными ошибками учащихся. В нашем случае также будет весьма полезно после выполнения каждого тестового задания знакомить учащихся с правильными ответами. Это можно сделать так. При двух вариантной тестовой контрольной работе двое учащихся могут выполнять свои задания на маленьких переносных досках или на пленке кодоскопа. После сдачи учащимися работ они могут ознакомиться с правильными ответами и задать свои вопросы, выяснить неясные моменты.

Преимущество такого подхода состоит в том, что практически каждый ученик буквально горит желанием узнать, правильно ли он решил задания проверочной работы (не обязательно тестовой)  сразу же после выполнения этой работы. После истечения некоторого времени это желание у многих угасает или пропадает вовсе.

Отметим, что есть педагоги, которые не являются сторонниками тестовых заданий. Для них также наша статья может быть полезной. Ведь каждое составленное нами тестовое задание легко можно трансформировать  в соответствующий вопрос и использовать в качестве упражнения во время того же устного фронтального опроса.

Справедливости ради надо также отметить, что мы рассмотрели только такие задания, которые позволяют проверить усвоение учащимися определённых понятий, правил, терминов, но не навыки выполнения упражнений. В этом отношении тестовые задания также могут помочь учителю. Но эта тема выходит за рамки нашей статьи и будет рассмотрена позднее.

Р. М. Салимжанов, egeent"собачка"(замените "собачка" на @) bk.ru

Интересные статьи по теме
    Категория: Тесты. Теория | Добавил: egeent (04.11.2008)
    Просмотров: 5264 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Поиск
    Мои инструменты

    Общие
    1. Арифметический калькулятор
    2. Инженерный калькулятор
    3. Построение графиков

    Арифметические
    1. НОД и НОК двух чисел

    Алгебраические
    1. Разложение многочлена или числа на множители
    2. Возведение многочлена в степень
    3. Решение уравнения f(x)=0

    Анализ
    1. Область определения и множество значений функции
    2. Экстремумы функции на отрезке
    3. Уравнение касательной
    4. Вычислить первообразную
    5. Вычислить интеграл

    Метод координат
    1. Уравнение прямой по двум точкам
    2. Уравнение плоскости по  трем точкам, не лежащим на одной прямой
    3. Симметрия точки относительно плоскости

    Мой видеоблок
    Рассылка
    Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на пять!
    Рассылка 'Сдай ЕГЭ и ЕНТ по математике на пять!'
    Подписаться

    Мой блок
    Мой блог
    Обмен банерами
    Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите мне.

    Наша кнопка


    Получить код:


    Copyright MyCorp © 2024