Здесь рассказывается об особых, специализированных приемах решения тестовых заданий ЕГЭ и ЕНТ по математике. Эти приемы позволяют абитурентам без проблем сдавать ЕГЭ и ЕНТ.
Этот раздел посвящен урокам решениям тестовых заданий ЕГЭ и ЕНТ. Эти материалы помогут подготовиться учащимся к успешной сдаче выпускных экзаменов, а учителям послужат полезным дидактическим материалом.
Существуют различные формы проверки знаний, умений и навыков обучаемых. Всем известны устные и письменные экзамены, зачеты и коллоквиумы в вузах. Теперь интенсивно сверху стали насаждаться тесты в различных «местных» вариациях (ЕНТ, ЕГЭ). Как и когда возникли тесты в учебной практике? Зачем они нужны нам сейчас? Вопросы вполне не праздные, так как знание прошлого есть путь в будущее.
К концу ХIХ, началу XX веков в Европе сложились две основные традиции в контроле знаний: немецкая и английская. В немецкой систему основной упор делался на устные формы экзамена, в присутствии комиссии, состоявшей, по меньшей мере, из двух человек. На экзамене давались один, иногда два сравнительно объёмных вопроса, ответ на которые должен был свидетельствовать об уровне знаний всего курса. Другая традиция - английская, - это письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось десять-двенадцать коротких заданий из разных тем.
Таким образом, существующие на сегодняшний день в вузах и школах формы итоговой аттестации в форме устного и письменного экзаменов заимствованы из немецкого и английского вариантов проверки знаний.
В 1884 г. в США вышла первая книга с тестовыми материалами, содержавшая задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. В этой книге содержались задания по математике, истории, грамматике, навигации, давались примерные тексты сочинений вместе с методом количественной оценки сочинений. Это был первый в истории случай использования простейших статистических расчётов в педагогической работе.
Родоначальником тестового движения можно назвать известного английского ученого Френсиса Гальтона. В 1884-85 годах он проводил серию испытаний для посетителей своей лаборатории. Туда приходили дети и взрослые, возраст испытуемых варьировал от 5 до 80 лет. За небольшую плату там определялись быстрота реакции, вес, жизненная ёмкость легких, сила кисти (сжимание известного каждому ручного динамометра; это изобретение Ф. Гальтона) сила удара кулаком, становая сила, рост, острота зрения. Кроме того, оценивались способности запоминать буквы и различать цвета, ряд физиологических возможностей организма и некоторые психические свойства. По полной программе было обследовано 9337 человек.
Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. Они быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже в России и СССР. Примерно с этого времени их стали в США называть педагогическими.
Именно эти тесты вызывали настороженное к себе отношение у сторонников традиционной, "чистой", без тестов, педагогической науки и практики. Тесты применялись в двух основных сферах: в образовании и в сфере профотбора-профориентации. Затронутые тестами столь важные сферы жизни и прямое влияние результатов тестового контроля на судьбы миллионов людей породили широкую гамму мнений в пользу и против тестов. Большой энтузиазм тех, кто их применял, и не меньший пессимизм тех, кто видел несовершенство этого метода или пострадал в результате его неправильного использования, породили во многих странах, в том числе и в СССР, письма в правительственные органы и в газеты с требованием запрета тестов.
Застой в разработке тестов и их применении в СССР продолжался около сорока лет с середины 30-х до конца 70-х годов, после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них.
Только в 1978 г. В. А. Аванесову удалось опубликовать свою статью по тестам, да и то благодаря научной смелости главного, в те годы, редактора журнала "Вопросы психологии" А. А. Смирнова. Ее затем перепечатывали, в переводе, за рубежом.
В предисловии ко второму переводу этой статьи зарубежные издатели сделали предположение о том, что в статье обнажается только видимая часть айсберга той работы с тестами, которая якобы велась в СССР. Но это было неверно. Айсберг тестовых результатов на самом деле был не в СССР, а на Западе. У нас же было отставание, причем усиливающееся.
Хотя интерес к тестам в СССР заметно вырос, ситуация с ними, по нашему мнению, не только не улучшилась, а в некотором отношении даже ухудшилась. К сожалению, эта же тенденция продолжается и после развала СССР. Кажущаяся простота создания тестов, в сочетании с конъюнктурными интересами породили множество некачественных самоделок, дискредитирующих этот перспективный метод научной организации самоконтроля и объективного педагогического контроля знаний.
Р. М. Салимжанов, egeent"собачка"(замените "собачка" на @) bk.ru